Метафора. Что это и для чего в работе с несовершеннолетними?

В рамках проекта «Капитаны Будущего на территории возможностей» с 4 по 6 сентябре 2019 года 2019 года на базе МБОУДО ЦДОД состоялся обучающий тренинг по работе с метафорическими ассоциативными картами (МАК) на тему: «Через метафору к реальности». Теренером терапевтического курса стал практикующий психолог, психотерапевт Дождиков Сергей Владимирович. В тренинге приняли участие педагоги дополнительного образования инфраструктурных ресурсных площадок (игровых тренинговых центров), работающих с несовершеннолетними по месту жительства.

Весь процесс обучения был выстроен не просто на теории и знакомстве с технологией работы с МАК, но и на практике во время игр и упражнений. Педагоги познакомились с историей возникновения методики, ее авторами, а также основными правилами применения технологии в работе.

В работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом особую роль необходимо уделять индивидуальному подходу, но это сложно сделать когда подросток не доверяет и с трудом идет на контакт со взрослым. Чаще всего им легче скрыть, утаить или не договорить те переживания и чувства, что они испытывают. Тут на помощь приходят метафорические проективные карты.

Что же такое МАК?

«Это эффективный и экологичный инструмент, помогающий заглянуть в наше подсознание. Карты особые, не игральные, не гадальные, и называются метафорическими ассоциативными картами (сокращённо МАК). Представленные на них образы становятся зримой метафорой наших ценностей, страхов, желаний или связаны ассоциативно с нашим внутренним опытом. Важен не первоначально заложенный в картинке смысл, а душевный отклик отдельного человека на попавшуюся ему картинку. Причем, каждый может увидеть и почувствовать что-то своё. Таким образом, МАК поднимают из глубины нашего подсознания бессознательные впечатления, которые определяют нашу реакцию на те, или иные жизненные ситуации» — поделился психолог-тренер Сергей Дождиков.

Метафорические ассоциативные карты помогают подростки заглянуть внутрь себя, а педагогу выстроить доверительную связь и помочь найти ответ в любой ситуации. Они помогают выстраивать взаимопониманию между людьми особенно в случаях, когда трудно обсудить какую-то проблему. МАК помогают выразить мысли, сформулировать их и конкретизировать сообщение, нуждающееся в передаче. Помимо облегчения словесного выражения эмоций, карта, как посредник между эмоциональными мирами двух людей, сама несет в себе некий эмоциональный заряд, и может быть воспринята как послание даже без словесного сопровождения. Это один из инструментов развития интуиции, творческих способностей, открытия своих талантов.

После проведенного обучающего курса планируется начать применение технологии в работе не только с подростками, но и их родителями. Ожидается, что технология поможет лучше узнать и понять детско-родительские отношения, а также изменить враждебное отношение подростков к окружающему миру и взглянуть на себя и на мир другими глазами.

Проект реализуется АНО «Наша инициатива» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.